Положение на рынке

Положение Компании на рынке

Свою основную деятельность Компания осуществляет в Пермском крае, Свердловской и Челябинской областях в условиях естественной монополии, регулируемой государством в части установления тарифов на услуги по передаче электроэнергии и технологическому присоединению потребителей. В регионах обслуживания Компании услугу по передаче электроэнергии также оказывают иные территориальные сетевые организации. Преимущественно в их зоне ответственности находятся распределительные сети среднего и низкого уровней напряжения. По итогам 2021 г. доля рынка услуг по передаче электроэнергии ПАО «Россети Урал» (с учетом ДО АО «ЕЭСК») по НВВ сохранилась на уровне 81%, доля ТСО – 19%.

Обзор рынка, макроэкономические тренды отчетного года, отраслевой прогноз.

В 2021 г. мировая экономика активно восстанавливалась, опережая ожидания большинства экспертов. Поддержку глобальному росту оказывали стимулирующие меры бюджетной политики, реализованные в крупнейших развитых странах. Уверенный глобальный рост сопровождался увеличением темпов инфляции как в развитых экономиках, так и в странах с формирующимися рынками. Наряду с восстановлением спроса, ускорение инфляции в большинстве стран было обусловлено также внешними факторами – ростом мировых цен на сырьевые товары, увеличением стоимости международных логистических услуг, «узкими местами» в глобальных цепочках поставок.

Согласно первой оценке Росстата[1], объем ВВП России за 2021 г. составил в текущих ценах 130 795,3 млрд рублей. Индекс физического объема ВВП относительно 2020 г. составил 104,7%. Индекс промышленного производства и индекс потребительских цен составили к уровню 2020 г. 105,3% и 106,7%, соответственно[2]. По данным МЭР[3], основной вклад в восстановление экономической активности внес потребительский спрос. Выпуск ключевых несырьевых отраслей (обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, строительство) превысил допандемийные уровни. Вместе с тем добыча полезных ископаемых снизилась более чем на 2% ниже допандемийных уровней в условиях действия соглашения ОПЕК+.

В течение 2021 г. Банк России 7 раз пересматривал ключевую ставку под воздействием ряда факторов. Так, если на начало 2021 г. ключевая ставка равнялась 4,25%, то на конец 2021 г. ставка составляла уже 8,5%.

Среднесрочные прогнозы по основным макроэкономическим показателям российской экономике были пересмотрены в сторону ухудшения. Актуальный прогноз Банка России по основным макроэкономическим показателям на 2022-2024 гг. (консенсус-прогноз на основе опроса участников рынка, по состоянию на март 2022 г.)[4]:

 

2020 (факт)

2021 (факт)

2022

2023

2024

ИПЦ (в % дек. к дек. пред. года)

4,9

8,4

20,0

8,0

4,8

Ключевая ставка (% годовых, в среднем за год)

5,1

5,8

18,9

14,1

7,8

ВВП (%, г/г)

-2,7

4,7

-8,0

1,0

1,5

Потребление электроэнергии в 2021 г. и прогноз спроса на 2022-2024 гг.

Согласно отчету о функционировании ЕЭС России, потребление электроэнергии в ЕЭС России в 2021 г. составило 1 090 437,0 млн кВт∙ч, что выше факта 2020 г. на 56 717,0 млн кВт∙ч (+5,5%). В I кв. 2021 г. в сопоставимых температурных условиях с исключением влияния високосного 2020 г. динамика потребления электроэнергии в ЕЭС России складывалась с ростом 1,8% относительно аналогичного периода прошлого года. На динамику электропотребления в ЕЭС России влияло частичное сохранение ограничений в нефтяной отрасли в связи с продолжением действия соглашения ОПЕК+. Фактором роста потребления электроэнергии начиная с II кв. 2021 г. относительно прошлого года является отсутствие заметного влияния карантинных мер в 2021 г. на фоне масштабного их ввода в аналогичном периоде 2020 г. Начиная с II кв. частичное снятие ограничений в нефтяной отрасли также отразилось на росте электропотребления предприятиями, связанными с добычей и транспортировкой нефти. Кроме того, в 2021 г. наблюдался рост потребления электроэнергии на крупных предприятиях металлургии, машиностроения, химической и деревообрабатывающей промышленности, а также на электрифицированном железнодорожном транспорте. Потребление электроэнергии в регионах присутствия Компании в 2021 г. составило 103 104,6 млн кВтч, что выше факта 2020 г. на 3 849,2 млн кВтч. (+3,88%).

Динамика потребления электроэнергии в регионах присутствия Компании в 2020-2021 гг. (млн кВтч):

Энергосистема

2020

2021

Отклонение (+/-) от 2020

Пермского края

22 397,3

23 287,3

+890

Свердловской области

41 347,0

43 004,5

+1 657,5

Челябинской области

35 511,1

36 812,8

+1 301,7

Итого по 3 энергосистемам:

99 255,4

103 104,6

+3 849,2

Источник данных: Отчет СО ЕЭС о функционировании ЕЭС России в 2021 г.

Темпы прироста спроса определяются особенностями развития экономики регионов. Так, в энергосистеме Свердловской области крупные инвестиционные проекты связаны с развитием металлургических производств (АО «КУМЗ», АО «НЛМК-Урал», АО «ПНТЗ», ОАО «Святогор», ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА), также увеличение спроса прогнозируется на предприятиях транспортной системы (ОАО «РЖД» в границах Свердловской области). В энергосистеме Челябинской области динамика спроса на электроэнергию определяется развитием профилирующих энергоемких металлургических производств (ПАО «Магнитогорский Металлургический Комбинат», ПАО «Челябинский Металлургический Комбинат», ПАО «Ашинский Метзавод», АО «КМЭЗ», АО «Томинский ГОК», ФГУП ПО «Маяк» и пр.). В энергосистеме Пермского края динамика спроса определяется увеличением объемов производства продукции ПАО «Уралкалий», ООО «ЕвроХим-Усольский калийный комбинат», АО «Соликамскбумпром».

Прогноз спроса на электроэнергию в регионах присутствия Компании в 2022-2024 гг. (млрд кВтч):

Энергосистема

2022П

2023П

2024П

Пермского края

23 860

24 611

25 102

Свердловской области

43 492

44 159

44 652

Челябинской области

36 840

37 675

38 473

Итого по 3 энергосистемам:

104 192

106 445

108 227

Источник данных: Схема и программа развития ЕЭС России на 2021-2027 гг. (утв. Приказом Минэнерго России от 26.02.2021 №88)

Планы и прогнозы по макроэкономическим и отраслевым показателям на среднесрочную перспективу могут быть пересмотрены и скорректированы в будущем в связи с обострившейся геополитической неопределенностью, а также экономическим и санкционным давлением на отечественную экономику.

Цены и тарифы в электроэнергетике на 2022-2024 гг.

Согласно прогнозу социально-экономического развития РФ до 2024 г., подготовленному Минэкономразвития Российской Федерации, рост регулируемых тарифов сетевых организаций для потребителей, кроме населения, в среднем по стране в 2022 г. составит 3,8%. Данное решение на фоне роста потребления позволит компенсировать сетевым компаниям существенную инфляцию издержек, вызванную ростом цен на материалы и оборудование. В 2023–2024 гг. параметры индексации будут соответствовать ранее принятым долгосрочным решениям, оказывающим системное давление на рост издержек сетевых компаний. Индексация тарифов для потребителей, кроме населения, в указанный период составит не более 3,0% ежегодно. Указанные выше темпы индексации не учитывают индивидуальных решений Правительства Российской Федерации, принимаемых для устранения локальных регуляторных дисбалансов в отдельных регионах.

В целях снижения объема перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе размер индексации тарифов на передачу электрической энергии населению в среднем по Российской Федерации сохранится на уровне 5,0% ежегодно. Такими же темпами будут расти и регулируемые тарифы на электроэнергию для населения. Динамика нерегулируемых цен для конечных потребителей, кроме населения, на розничном рынке в 2022 г. в среднем составит 4,7%, в период 2023–2024 гг. – не превысит заложенных в сценарные условия параметров целевой инфляции и в среднем составит 2,1%.

Прогнозируемые изменения цен (тарифов) на электроэнергию на 2022-2024 гг.:

 

2022П

2023П

2024П

Индексация тарифов сетевых компаний для всех категорий потребителей, исключая население

Июль

3,8%

Июль

3,0%

Июль

3,0%

Индексация тарифов для населения

Июль

5,0%

Июль

5,0%

Июль

5,0%

Источник данных: Прогноз социально-экономического развития РФ на 2022 г и на плановый период 2023 и 2024 гг. (Минэкономразвития России), https://economy.gov.ru/

Прогнозы по изменению цен (тарифов) могут быть пересмотрены и скорректированы в будущем в связи с обострившейся геополитической неопределенностью, а также экономическим и санкционным давлением на отечественную экономику.

 

[2] Источник данных: https://gks.ru/bgd/regl/b21_01/Main.htm

[4] Источник данных: https://cbr.ru/statistics/ddkp/mo_br/